Управление активами
Среди сфер деятельности банков есть еще одна, которая характеризует банковское учреждение, но имеет отличительные черты как пассивных так и активных операций. Это расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Для него характерны черты пассивных операций, так как средства клиентов на расчетных и текущих счетах в определенной доле (неснижаемый остаток) являются для банка кредитными ресурсами и во многих банках оплачиваются, а также активных, поскольку проведение таких операций приносит банку комиссионные доходы. Отсюда интересы банка, учитываемые при управлении этими операциями, носят комплексный характер, и расчетно-кассовое обслуживание решает в совокупности задачи управления и пассивами, и активами (легкость доступа, стойкость, дешевизна, а также доходность и т.д.). Интересы же клиентов более специфичны. Это в первую очередь интересы участников расчетов, к которым следует отнести;
— возможность предоставления подходящей формы расчетов с учетом требований ведущей стороны сделки;
— быстрота проведения операций, особенно в условиях высоких темпов инфляции;
— гарантия платежа (для поставщика), поставки или исполнения услуги (для плательщика, покупателя);
— относительная свобода изменения (в том числе и по взаимному согласованию) условий проведения расчетов (отзывные аккредитивы, акцепт и т.д.);
— возможность получения от банка в процессе осуществления расчетов финансовой (овердрафты, контокоррентные счета), а также организационной помощи и консультаций.