Управление ликвидностью коммерческого банка
Немаловажную роль в решении задачи управления ликвидностью играют пассивы. Привлекая дополнительные средства, банк может получить необходимые ресурсы для покрытия краткосрочных разрывов в ликвидности. Кроме того, управление пассивами банка влияет на параметры баланса и, таким образом, может изменить в лучшую или худшую сторону его ликвидность.
По способу формирования пассивы банка можно разделить на три основные группы. Первую из них составляют пассивы, сформированные за счет средств, привлеченных от расчетно-кассовых и депозитных операций. Они занимают большую часть в пассивах банка, однако на их размер коммерческий банк может влиять лишь косвенно, через воздействие на клиентов, например, через процентную политику, предоставление дополнительных услуг и т. п. Вторую часть пассивов составляют так называемые управляемые пассивы, инициатива в формировании которых принадлежит самому банку и с помощью которых банк может скорректировать свои пассивы и повлиять на их основные показатели (срочность, устойчивость, издержки). Третью группу пассивов составляют собственные средства банка, размер которых напрямую влияет на устойчивость и ликвидность банка.