Анализ ликвидности коммерческого банка
Структурный анализ пассивов призван установить, в каком объеме и в какие сроки банку необходимо отвечать по своим обязательствам. Для этого анализ необходимо проводить по следующим основным группам пассивов (см. рис. 8.5).
Глава 8. Ликвидность коммерческого банка Рассмотрим основные характеристики каждой группы.
Обязательства до востребования являются наиболее дешевыми из привлекаемых банком ресурсов, однако при определении их доли в пассивах необходимо учитывать их основную отрицательную черту для банка — нестабильность, т. е. то, что они могут быть изъяты в любой момент по требованию клиента. К обязательствам до востребования относятся: депозиты до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счетах клиентов, средства, задепонированные банком для расчетов с помощью чеков и пластиковых карточек.
К срочным обязательствам, как и следует из названия, относятся средства, привлеченные на определенный срок. Прежде всего это срочные депозиты и средства физических и юридических лиц, привлеченные на конкретный срок, межбанковские займы, а также средства, поступившие от выпуска депозитных и сберегательных сертификатов. Таким образом, в эту группу входят счета, по которым привлекаются самые дорогие для банка ресурсы, однако относительно других групп пассивов они более устойчивыми. Следовательно, при большом удельном весе данной группы, с одной стороны, удорожается ресурсная база банка, а с другой — повышается предсказуемость возникновения новых обязательств, что облегчает задачу поддержания ликвидности.