Формирование общей стратегии банковского ценообразования
Более широкое развитие конкуренции в банковской сфере будет способствовать большей дифференциации цен на банковские услуги в будущем.
Рассмотрим следующие конкурентные стратегии, используемые банками:
— упоминавшаяся ранее стратегия «снятия сливок» позволяет банку установить высокую ставку на новую банковскую услугу, которая только внедряется на рынок и пользуется повышенным спросом. Цель — получить максимум прибыли, пока конкуренты не потеснили на рынке. В системе Сбербанка РФ — это «новогодний вклад», срочный вклад с ежемесячной выплатой дохода, депозит «фиксированный процент», «СБ-60» и другие вклады. В системе коммерческих банков — это начисление процентов на сумму депозита по плавающей процентной ставке, это процентные ставки по привлеченным и размещенным средствам в иностранной валюте и др.;
— стратегия престижных цен или имиджа. Цена здесь — это высокая ставка по особой услуге, доступной не всем, а только особой группе клиентов. Так, в системе Сбербанка РФ — это номерной вклад при минимальной сумме первоначального взноса 20 тыс. руб., сумма дополнительного взноса составляет не менее 10 тыс. руб. Это срочный депозит на 12 месяцев, сумма которого выше 50 тыс. рублей. К этой группе можно отнести и целевой вклад на детей, который выплачивается ребенку по достижении им 16 лет, но не ранее чем через 10 лет после открытия счета;
— стратегия «высоких» и «низких» цен, которая связана с перегруппировкой сегментов рынка данного банка, с его финансовым положением и перспективой развития.