Концепция единого интегрального показателя уровня экономической безопасности банка
Пусть индивидуум поставлен перед выбором: в какой из двух лотерей он хотел бы участвовать, заплатив одну и ту же сумму денег за участие как в первой, так и во второй лотерее. Призами первой лотереи являются машина «Москвич-412» и сумма денег в размере 4 ООО руб. Вероятность выигрыша первого и второго приза в этой лотерее одинаковы и равны 0,5. Призами второй лотереи являются машина ВАЗ-2110 и сумма денег — 0 руб., т.е. за второе место ничего не полагается. Образуем третью лотерею, поставив в первую лотерею вместо автомашины «Москвич-412» автомобиль «ВАЗ-2110», оставив в качестве второго возможного приза в ней сумму в размере 4 ООО руб. Образуем четвертую лотерею, поставив первым призом «Москвич-412» и оставив прежний денежный «приз» — 0 руб. — из второй лотереи. Вероятности выигрыша каждого приза в третьей и четвертой лотереях остаются равными между собой, а именно 0,5. Если аксиома маргинальное™ выполняется, то индивидуум должен воспринимать третью и четвертую лотери, и вообще все 4 лотереи, как равноценные, т.е. ему безразлично, за право игры в которой он должен заплатить данную сумму денег. С этой точки зрения суть аксиомы маргинальное™ сводится к тому, что выбор индивидуумом лотереи не зависит от ценности призов № 1 и № 2 в каждой лотерее, а лишь от вероятностей выигрыша этих призов. Поскольку вероятности выигрыша приза № 1 — какой-то автомашины, и приза № 2 — какой-то суммы денег, в приведенном примере одинаковы для всех четырех лотерей, то и индивидууму должно быть безразлично, за право участия в какой из них он внесет установленную сумму денег. Многим людям четыре лотереи не кажутся безразличными. Некоторые из них охотнее бы заплатили за участие в лотерее № 3: если будет выигран приз № 1, то «ВАЗ-2110» явно предпочтительнее для них, чем «Москвич-412». Если же не будет выигран приз № 1, то будет выигран приз № 2 — 4000 руб. С этим мнением согласны не только многие из состава авторского коллектива, но и большое число людей из круга их знакомых. Значит, нельзя говорить об абсолютной применимости аксиомы мар-гинальности для оценки решений в предметной области — в данном случае операций с автомобилями. Как показывает опрос специалистов банковского дела, скорее всего аксиома маргинальное™ неприменима и при оценке экономической безопасности коммерческих банков независимо от «размеров» банка.
Облако тегов: