К вопросу о методологии формирования кредитной политики банка
Необходимо отметить, что составляющая процентной ставки, учитывающая кредитный риск, не всегда покрывает риски невозврата кредитов мелких и средных банков в силу малости их кредитных порфелей и, как следствие, малости общей суммы компенсации, получаемой по этому виду риска.
Для рынков кредитов характерна асимметрия информационных потоков: свое экономическое состояние клиент знает лучше, чем банк, что дает ему преимущество при заключении договора о кредите. В этой ситуации банку при формировании своей кредитной политики чрезвычайно важно иметь эффективные и удобные методы оценки заемщика. Существует целый ряд таких методов, которые позволяют: классифицировать предприятия по их кредитоспособности на группы [7], производить оценку инвестиционных проектов, под которые берется кредит [8], осуществлять аудит предприятия [9] и т.д.
Приведем два наиболее известных экспресс-метода селекции клиентов по их финансовой благонадежности, не требующих ни большого времени, ни существенных затрат. Клиенты, успешно прошедшие сквозь «грубое сито» этих методов, в дальнейшем могут быть изучены с помощью более тонких тестов.