К вопросу о методологии формирования кредитной политики банка
Z = ta,.x, (9.18)
где величины а; получены на основе обработки статистических данных.
Правило классификации Z -модели следующее:
1) если Z < Z0, фирму относят к группе банкротов (Z0 — граничная оценка);
2) если Z > Z0 , фирму относят к группе благонадежных заемщиков.
Одним из кардинальных вопросов кредитной политики банка является определение сегментов рынка (маркетинг), на которых будет работать кредитное учреждение.
Во всем мире во все времена финансовые средства перетекали в сферы, где возможно получение максимального дохода. В России в ходе реформ сложилась ситуация, когда доходность чисто финансовых инструментов, зачастую искусственно поддерживаемая, многократно превышала доходность всех других секторов рынка — происходило гипертрофированное развитие финансового сектора. В результате мы наблюдали массовый отток денежных средств из производственной сферы. Сегодня, после глубочайшего финансового кризиса, у банков практически не осталось возможности заработать сверхвысокие доходы на рынке ценных бумаг. Доходность различных секторов рынка стала выравниваться, и на повестку дня стал вопрос о поиске возможностей для новых доходных вложений. Казалось бы, банкам пора повернуться к кредитованию реального сектора экономики и в первую очередь отечественных производителей. Однако кредитная политика банка, ориентированная на промышленность, в современных российских условиях все еще труднореализуема. Ввиду того что норма прибыли в промышленности в настоящее время пока не достигла нормы прибыли в банковской сфере, законы рынка обусловливают переток капитала в область с большой рентабельностью. Поэтому банки, имеющие намерение разместить средства в промышленность, должны сами позаботиться о разработке специального механизма, действующего как «насос» против общего потока средств. Как показывает опыт, прямые вложения средств без наличия такого механизма, как правило, неэффективны.